Миф о Ганимеде: нетрадиционная любовь в мифологии разных народов. Миф о Ганимеде: нетрадиционные отношения в мифологии разных народов Миф о ганимеде краткое содержание

Γανυμήδης «затевающий веселье») - в греческой мифологии прекрасный юноша, сын троянского царя Троса (по имени которого и была названа Троя) и нимфы Каллирои, брат Ила и Ассарака;похищенный из-за необыкновенной красоты богами и унесенный на Олимп, стал любимцем Зевса и его виночерпием.

Есть и другие версии его происхождения от царей и героев (сын Ламедонта; или сын Дардана; или сын Аспарака; или сын Эрихтония; или сын Троила).

Есть мифы, в которых утверждается, что до похищения Зевсом Ганимед был похищен богине зари Эос и стал её возлюбленным. Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Клита богиней Эос.

Но основной миф состоит в том, что из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был похищен Зевсом и перенесён орлом Зевса на Олимп (по другой версии, Зевс сам превратился в орла),

Троянский царевич, упоминаемый у Гомера как сын царя Троса, похищенный Зевсом на Олимп, где стал виночерпием; по другой версии, его обменяли на несколько великолепных лошадей или, в постгомеровском эпосе, - на золотую виноградную лозу. На краснофигурном кратере конца 5 в. до н. э. с одной стороныизображен бородатый Зевс со скипетром, а на другой - прекрасный Ганимед, держащий обруч и петуха, -излюбленный подарок мальчикам-любовникам от мужчин. В поздней, более популярной версии легенды онбыл похищен орлом, посланным Зевсом, или Зевсом в образе орла, возжелавшим красивейшего изсмертных. Таким образом Ганимед представлен на красивой расписанной терракоте 5 в. в Олимпии и вримских копиях греческих статуй. Аристофан пародирует этот миф в своем "Мире", где герой уносится нанебо на спине большого навозного жука. Платон использует его в "Федре", упоминая чувства Сократа к своим ученикам.

Греческая краснофигурная ваза. Зевс и Ганимед.

Похищение произошло либо около мыса Дардания (вблизи Дардана), либо в местности Гарпагия на границе Кизика и Приапа, либо на Иде. Отец Ганимеда Трос получил в утешение золотую лозуработы самого Гефеста, а также пару коней и уверения, что сын его станет бессмертным.

Ганимеду была дарована вечная юность. Согласно поэтам, на Олимпе он сталвиночерпием на пирах богов , сменив на этом посту Гебу , и любимцем Зевса. Согласно Аристотелю, хотя боги не пьют вина, он назван «виночерпием» Зевса, здесь переносное словоупотребление . По Цицерону, он подает богамнектар и амброзию.

Был ли Ганимед любовником Зевса - вопрос дискуссионный, и разные авторы отвечали на него по-разному. Согласно Еврипиду ,Ганимед живет на Олимпе, делит ложе с Зевсом.

Согласно поэту Фаноклу, его пленил Тантал , который похищал детей для услад Зевса, из-за чего началась война. По другой интерпретации, из-за похищения Ганимеда произошла война фригийца Ила и лидийца Тантала, в Пессинунте Ганимед исчез, когда брат и любовник тащили его в разные стороны. По еще одной версии, Ганимед был похищенМиносом. Согласно Платону, именно критяне выдумали миф о Ганимеде.

Существовал ряд комедий о Ганимеде (Евбул, Алкей), о Ганимеде упоминал и Еврипид в трагедии «Колхидянки». Статуи Зевса и Ганимеда работы Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом, стояли в Олимпии. Еще одна статуя Ганимеда была посвящена Микифом. Изображение похищения Ганимеда было на плаще Клоанфа, а также на щите Диониса. Иными словами. Этот сюжет был достатчно популярен и ни в коей мере не считался непристойным.


На всем протяжении средних веков Ганимед символизирует гомосексуализм, и "про" и "контра" двух типов любви обсуждается в легкомысленной латинской поэме "Спор между Еленой и Ганимедом". Толькоаллегористы-неоплатоники Возрождения прочитали в мифе нечто более духовное и нашли в нем символвосхождения души к абсолюту, и даже нашлись теологи, сравнившие с Ганимедом возносящегося Христа.Аналогично Ганимед Гете возносится в эфирные объятия вселюбящего Отца. Но для художников оностается во плоти: так, Челлини добавляет к античному торсу голову и конечности орла. Корреджо и Рубенсстоль же чувственно интерпретировали миф. Только Рембрандт с характерной гуманностью написал его вкогтях орла как испуганного сопротивляющегося ребенка.

Похищение Ганимеда - частый сюжет в изобразительном искусстве (произведения Леохара , Корреджо , Рембрандта ,Торвальдсена и др.).

Корреджо. Похищение Ганимеда.

Николас Мас. Похищение Ганимеда.

Рубенс. Похищение Ганимеда.

Рембрандт. Похищение Ганимеда.

b. В уплату за потерянного сына Гермес от имени Зевса подарил Тросу золотую лозу работы Гефеста и двух прекрасных коней и убедил его, что отныне его сын становится бессмертным, его не коснутся невзгоды старости и он будет всегда с улыбкой подносить в золотой чаше игристый нектар отцу небес .

с. Некоторые утверждают, что вначале Эос похитила Ганимеда, чтобы сделать его своим возлюбленным, но Зевс отнял у нее юношу. Как бы там ни было, Гера посчитала появление Ганимеда в качестве виночерпия как оскорбление для себя и своей дочери Гебы и до тех пор досаждала Зевсу, пока он не поместил изображение Ганимеда среди звезд в виде созвездия Водолея .

1 Гомер. Илиада ХХ.231-235; Аполлодор III.12.2; Вергилий. Энеида V.252 и cл.; Овидий. Метаморфозы Х.155 и cл.

2 Еврипид. Орест 1391 и схолии; Гомер. Илиада V 266; Гомеровский гимн к Афродите 202-217; Аполлодор II.5.9; Павсаний V. 24.1.

3 Аполлоний Родосский III.115 и схолии; Вергилий. Энеида 1.32 и схолии; Гигин. Мифы 224; Вергилий. Георгики III.304.

1. Обязанности Ганимеда как виночерпия всех богов - а не только Зевса, как об этом сообщается в раннем изложении мифа, - а также пара коней, подаренных царю Тросу в качестве компенсации за его смерть, говорят о том, что произошло неправильное прочтение древнего изображения, на котором новый царь готовился к священному браку. В чаше Ганимеда содержался напиток, которым поминали его царственного предшественника, а руководивший церемонией жрец, которому Ганимед оказывает символическое сопротивление, был неверно воспринят как любвеобильный Зевс. Таким же образом ожидающая невеста превратилась в Эос благодаря мифографу, который знал сюжет, где Эос похищает Титона, сына Лаомедонта, поскольку Еврипид ("Троянки" 822) называет Лаомедонта еще и отцом Ганимед». С таким же успехом картина могла изображать брак Пелея с Фетидой, за которой

боги наблюдают со своих двенадцати тронов; пара коней - это принадлежность ритуала, во время которого участник сначала переживает свою условную смерть, а затем возрождается в качестве царя (см. 81.4). Пресловутое похищение Ганимеда орлом объясняет одна из найденных в этрусском городе Пере чернофигурных ваз: орел у бедра только что возведенного на трон царя по имени Зевс является олицетворением божественной природы царя, его ka, или второе "я", что сближает его с солнечным соколом, который слетает к фараону во время коронации. Однако традиционное упоминание о юности Ганимеда говорит в пользу того, что царь на таком изображении лишь заменяет настоящего царя - это интеррекс, правящий только в течение одного дня, как Фаэтон (см. 42.2), Загрей (см. 30.1), Хрисипп (см. 105.2) и другие. Поэтому орел Зевса - это не только признак воцарения, но и птица, которая доставляет царя на Олимп.

2. Вознесение на небеса на спине орла или в образе орла - это широко распространенный религиозный сюжет. Он пародируется в "Мире" Аристофана (1 и cл.), где главный герой отправляется верхом на скарабее. Душа кельтского героя Луга, который в "Мабиногион" фигурирует под именем Ллу-Ллау, орлом взлетает на небеса, когда танист убивает его в день летнего солнцеворота. После священного брака в Кише вавилонский герой Этана верхом на орле отправляется в небесные чертоги Иштар, но падает в море и тонет. Его смерть, между прочим, - это не обычное ежегодное жертвоприношение, как, например, смерть Икара (см. 92.3), а наказание за плохой урожай во время его царствования, и отправляется он за волшебной травой плодородия. Эта история вплетена в сюжет непрекращающейся борьбы между орлом и змеем, символизирующими новый и старый год или царя и таниста, а в мифе о Ллу-Ллау, после последнего вздоха во время зимнего солнцестояния, орел вновь с помощью магии обретает жизнь и прежнюю силу. Недаром в Псалме 103.5 говорится: "...обновляется подобно орлу юность твоя".

3. Миф о Зевсе и Ганимеде приобрел необычайную популярность в Греции и Риме, поскольку в нем видели религиозное оправдание страсти мужчин к мальчикам. До этого времени сексуальные извращения допускались только как крайняя форма поклонения богине: жрецы Кибелы, желая достичь экстатического единства с ней, подвергали себя оскоплению и носили женские одежды. Практиковавшее эти крайности жречество было узаконено в храмах Великой богини в Тире, Джоппе, Иераполе и Иерусалиме (3 Цар. 15, 12 и 4 Цар. 23, 7) вплоть до Вавилонского пленения*. Эта новая страсть, виновником которой Аполлодор называет Фамирида (см. 21.m) , еще больше подчеркивает победу патриархата над матриархатом. Греческая философия превратилась в связи с этим в своего рода интеллектуальную игру, в которой мужчины вполне могли обходиться без женщин, поскольку для них неожиданно открылась область гомосексуального влечения. На эту тему много писал Платон, используя миф о Ганимеде, чтобы объяснить собственные сентиментальные чувства по отношению к своим ученикам ("Федр" 279 a-b); хотя в других своих произведениях ("Законы" I. 636 d) он заклеймил однополую любовь как противоречащую человеческой природе, а миф о том, что Зевс тоже отдал ей должное, назвал злобной выдумкой критян. В этом он нашел поддержку у Стефана Византийского [под словом Гарпагия], который пишет, что критский царь Минос похитил Ганимеда, чтобы сделать из него напарника для своих ночных развлечений, "получив на это разрешение от Зевса". С распространением философии Платона женщины, до тех пор занимавшие в интеллектуальном плане ведущие позиции в греческом обществе, превратились в бесплатную рабочую силу, рожающую вдобавок детей, тогда как Зевс и Аполлон окончательно занимают ведущее положение среди богов.

4. Имя "Ганимед" скорее всего связано с возникающим чувством в преддверии брака, а не со страстью, которую испытывал Зевс, принимая кубок с освежающим нектаром из рук своего любимца. Однако в латинском языке от слова "Ганимед" произошло catamitus, которое в английском перешло в catamite, означающее пассивный объект мужского гомосексуального влечения.

5. Созвездие Водолей, которое связывают с Ганимедом, первоначально считалось египетским богом истока Нила, выливавшим из сосуда не вино, а воду (Пиндар. Фр. 110 Bockh = 282 Snell. - Прим. ред.); замещение же произошло потому, что греки были практически безразличны к Нилу.

6. Нектар Зевса, который позднейшие мифографы описывают как волшебное красное вино, на самом деле был примитивным медовым напитком (см. 27.2) , а амброзия, считавшаяся непревзойденной пищей богов, скорее всего была ячменной кашей, заправленной растительным маслом и измельченными фруктами (см. 98.6), которой баловали себя цари, когда их подданные все еще довольствовались асфоделью (см. 31.2), мальвой и желудями.

Ганимед Ганимед

(Ganymedes, Γανυμήδης). Сын Троса и Каллирои, прекрасный юноша, унесенный на небо с горы Иды Зевсовым орлом. На Олимпе он сделался виночерпием Зевса вместо Гебы. Взамен сына Зевс даровал отцу Ганимеда пару божественных коней.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГАНИМЕД

(Γανυμήδης), в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои (Hom. II. XX 231). Из-за своей необычайной красоты Г., когда он пас отцовские стада на склонах Иды, был похищен Зевсом, превратившимся в орла (или пославшим орла), и унесён на Олимп; там он исполнял обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар (Apollod. Ill 12, 2). За Г. Зевс подарил его отцу великолепных коней (Hom. II. V 640) или золотую виноградную лозу работы Гефеста. Согласно одному из вариантов мифа (Ps.-Егаtosth. 26), Г. был вознесён на небо в виде зодиакального созвездия Водолей. Миф о Г. содержит ряд напластований: древнейшее - оборотничество Зевса (более позднее - орёл как атрибут Зевса); мотив восточных мифологий (любовь к прекрасному юноше), проникший в Грецию не ранее 6 в. до н. э., поздний мотив - метаморфоза Г.
а. т.-г.

Г. - один из популярнейших персонажей античного изобразительного искусства. Особенно распространён был сюжет «похищение Ганимеда» (в роли похитителя изображался сам Зевс, позднее - орёл). Миф нашёл воплощение в пластике («Ганимед» Леохара, терракотовые статуэтки и другие произведения мелкой пластики, рельефы саркофагов и др.) и вазописи. В европейском изобразительном искусстве миф воплощён во многих произведениях, в числе которых бронзовый рельеф Филарете на дверях собора св. Петра в Риме, рисунок Микеланджело, фрески Б. Перуцци и Дж. Порденоне, картина Корреджо, две скульптуры Б. Челлини, фрески Я. Тинторетто и Аннибале Карраччи, картины П. П. Рубенса и Рембрандта.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Ганимед

Сын царя Трои Троса и Каллирои, брат троянского царя Ила и Ассарака. Внук Эрихтония. Племянник царя Аттики Пандиона. Троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты купленный Зевсом у его отца, который получил вместо него прекрасных коней, по более поздним мифам - похищенный орлом Зевса. На Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. Получил бессмертие. В переносном смысле слуга, подающий гостям вино.

// Питер Пауэл РУБЕНС: Похищение Ганимеда // Иоганн Вольфганг ГЕТЕ: Ганимед // Адам Готтлоб ЭЛЕНШЛЕГЕР: Зевс и Ганимед

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ГАНИМЕД

в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Римская копия.
С греческого оригинала III—II вв. до н. э.
Мраморный рельеф.
Ленинград.
Эрмитаж.

Фрагмент росписи краснофигурного килика «художника Пенфесилеи».
Около 460 до н. э.
Феррара.
Археологический музей.

Раскрашенная терракота.
Около 470 до н. э.
Олимпия.
Музей.

Роспись краснофигурного кратера «берлинского художника».
480—470 до н. э.
Париж.
Лувр.

Фрагмент росписи краснофигурного килика Ольтоса.
Около 510 до н. э.
Тарквиния.
Археологический музей.

Картина Корреджо.
1531.
Вена.
Музей истории искусств.


Синонимы :

Смотреть что такое "Ганимед" в других словарях:

    - (греч. Ganimedes). 1) сын троянского царя Троса, похищенный Юпитером за красоту на Олимп. 2) созвездие, назыв. Водолей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГАНИМЕД в греч. миф. сын царя Троса, очень… … Словарь иностранных слов русского языка

    ганимед - а, м. Ganymède <гр. Ganumedes. миф. Виночерпий богов в греческой мифологии. Ганимед всегда представляется сидящим на орле. Чаша в его руках знаменует должность кравчаго. ИЛ 77. Ганимед, отрок, похищенный чрез Орла к Юпитеру на небо, означает… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Ганимед - с орлом. Римская копия с греческого оригинала 3 2 вв. до н.э. Мраморный рельеф. Эрмитаж. ГАНИМЕД, в греческой мифологии троянский юноша, из за необыкновенной красоты похищенный Зевсом, превратившимся в орла, на Олимп, где он стал виночерпием… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В мифах древних греков троянский юноша, которого из за его необычайной красоты похитил Зевс, превратившись в орла, и унёс на Олимп. Там Ганимед стал исполнять обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар … Исторический словарь

    Из поэмы «Илиада» легендарного поэта Древней Греции Гомера (IX в. до н. э.), где говорится о прекрасном юноше Ганимеде, который за свою удивительною красоту был взят Зевсом, главою Олимпа, в это жилище богов и стал там виночерпием. Перевод… … Словарь крылатых слов и выражений

    ГАНИМЕД, в греческой мифологии троянский юноша, из за необыкновенной красоты похищенный Зевсом, превратившимся в орла, на Олимп, где он стал виночерпием богов. В переносном смысле слуга, подающий гостям вино … Современная энциклопедия

    В греческой мифологии троянский юноша, из за своей необыкновенной красоты похищенный Зевсом; на Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. В переносном смысле слуга, подающий гостям вино …

    Малая планета (. 1036), открыта В. Бааде (Германия, 1924), диаметром 28 км. По вытянутости (эксцентриситет 0,54) и наклону к плоскости земной орбиты (26.) орбита Ганимеда напоминает орбиты комет (заходит внутрь орбиты Марса). Наименьшее… … Большой Энциклопедический словарь

    Спутник Юпитера, открыт Г. Галилеем (1610), расстояние от Юпитера 1,07 млн. км, диаметр ок. 5260 км. Крупнейший из спутников Солнечной системы, покрыт ледяным панцирем, имеет атмосферу … Большой Энциклопедический словарь

    ГАНИМЕД, самый крупный из ГАЛИЛЕЕВЫХ СПУТНИКОВ Юпитера, диаметром в 5262 км, и вообще самый крупный спутник в СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ. В основном состоит из воды и льда. Его поверхность изрыта кратерами, которые чередуются с относительно однородными… … Научно-технический энциклопедический словарь

Книги

  • Ганимед-6 , Алексей Рыжков , Спасаясь от верной гибели, грозившей им в космической колонии на спутнике Юпитера, Фрэнк Бэрри и его друзья попадают в кровавую бойню на родной планете. А по их следам уже идут боевики… Категория: Фантастика Серия: The Orphan`s Tales Издатель:

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Есть мифы, в которых утверждается, что до похищения Зевсом Ганимед был похищен Эос и стал её возлюбленным. Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Клита Эос .

Из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был похищен Зевсом - перенесён орлом Зевса на Олимп (либо Зевс сам превратился в орла ),

Похищение произошло либо около мыса Дардания (вблизи Дардана), либо в местности Гарпагия на границе Кизика и Приапа , либо на Иде . Отец Ганимеда Трос получил в утешение золотую лозу гефестовой работы, пару коней и уверения, что сын его станет бессмертным.

Был ли Ганимед любовником Зевса - вопрос дискуссионный, и разные авторы отвечали на него по-разному. Согласно Еврипиду , он живёт на Олимпе , делит ложе с Зевсом .

По некоторым авторам, помещён Зевсом на небо в виде созвездия Водолей .

По просьбе Ганимеда Зевс временно помешал ахейцам захватить Трою .

По истолкованию, был похищен царем Зевсом . Согласно поэту Фаноклу, его пленил Тантал , который похищал детей для услад Зевса, из-за чего началась война . По другой интерпретации, из-за его похищения произошла война фригийца Ила и лидийца Тантала, в Пессинунте Ганимед исчез, когда брат и любовник тащили его в разные стороны . По ещё одной версии, был похищен Миносом . Согласно Платону, именно критяне выдумали миф о Ганимеде .

Упоминался в трагедии Софокла «Колхидянки» (фр.345 Радт) . Существовал ряд комедий о Ганимеде (Евбул, Алкей ). Статуи Зевса и Ганимеда работы Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом, стояли в Олимпии . Ещё одна статуя Ганимеда была посвящена Микифом . Изображение похищения Ганимеда было на плаще Клоанфа , а также на щите Диониса .

Похищение Ганимеда - частый сюжет в изобразительном искусстве (произведения Леохара , Корреджо , Рембрандта , Торвальдсена и др.). Клуб «Ганимед» - так назывался клуб для дворецких и камердинеров в известных комических произведениях П. Г. Вудхауза про Дживса и Вустера .

В честь Ганимеда названы спутник Юпитера Ганимед , открытый в 1610 году Галилео Галилеем и астероид (1036) Ганимед , открытый в 1924 году немецким астрономом Валтером Бааде .

Галерея

Напишите отзыв о статье "Ганимед"

Ссылки

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Ганимед

Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка».
Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней.
О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма.
«Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору.
Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня.
Вы слышали, верно, о героическом подвиге Раевского, обнявшего двух сыновей и сказавшего: «Погибну с ними, но не поколеблемся!И действительно, хотя неприятель был вдвое сильнее нас, мы не колебнулись. Мы проводим время, как можем; но на войне, как на войне. Княжна Алина и Sophie сидят со мною целые дни, и мы, несчастные вдовы живых мужей, за корпией делаем прекрасные разговоры; только вас, мой друг, недостает… и т. д.
Преимущественно не понимала княжна Марья всего значения этой войны потому, что старый князь никогда не говорил про нее, не признавал ее и смеялся за обедом над Десалем, говорившим об этой войне. Тон князя был так спокоен и уверен, что княжна Марья, не рассуждая, верила ему.
Весь июль месяц старый князь был чрезвычайно деятелен и даже оживлен. Он заложил еще новый сад и новый корпус, строение для дворовых. Одно, что беспокоило княжну Марью, было то, что он мало спал и, изменив свою привычку спать в кабинете, каждый день менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить свою походную кровать в галерее, то он оставался на диване или в вольтеровском кресле в гостиной и дремал не раздеваясь, между тем как не m lle Bourienne, a мальчик Петруша читал ему; то он ночевал в столовой.
Первого августа было получено второе письмо от кня зя Андрея. В первом письме, полученном вскоре после его отъезда, князь Андрей просил с покорностью прощения у своего отца за то, что он позволил себе сказать ему, и просил его возвратить ему свою милость. На это письмо старый князь отвечал ласковым письмом и после этого письма отдалил от себя француженку. Второе письмо князя Андрея, писанное из под Витебска, после того как французы заняли его, состояло из краткого описания всей кампании с планом, нарисованным в письме, и из соображений о дальнейшем ходе кампании. В письме этом князь Андрей представлял отцу неудобства его положения вблизи от театра войны, на самой линии движения войск, и советовал ехать в Москву.
За обедом в этот день на слова Десаля, говорившего о том, что, как слышно, французы уже вступили в Витебск, старый князь вспомнил о письме князя Андрея.
– Получил от князя Андрея нынче, – сказал он княжне Марье, – не читала?
– Нет, mon pere, [батюшка] – испуганно отвечала княжна. Она не могла читать письма, про получение которого она даже и не слышала.
– Он пишет про войну про эту, – сказал князь с той сделавшейся ему привычной, презрительной улыбкой, с которой он говорил всегда про настоящую войну.
– Должно быть, очень интересно, – сказал Десаль. – Князь в состоянии знать…
– Ах, очень интересно! – сказала m llе Bourienne.
– Подите принесите мне, – обратился старый князь к m llе Bourienne. – Вы знаете, на маленьком столе под пресс папье.
M lle Bourienne радостно вскочила.
– Ах нет, – нахмурившись, крикнул он. – Поди ты, Михаил Иваныч.
Михаил Иваныч встал и пошел в кабинет. Но только что он вышел, старый князь, беспокойно оглядывавшийся, бросил салфетку и пошел сам.
– Ничего то не умеют, все перепутают.
Пока он ходил, княжна Марья, Десаль, m lle Bourienne и даже Николушка молча переглядывались. Старый князь вернулся поспешным шагом, сопутствуемый Михаилом Иванычем, с письмом и планом, которые он, не давая никому читать во время обеда, положил подле себя.
Перейдя в гостиную, он передал письмо княжне Марье и, разложив пред собой план новой постройки, на который он устремил глаза, приказал ей читать вслух. Прочтя письмо, княжна Марья вопросительно взглянула на отца.

Просмотры: 4 627

Ганимед (др.-греч. Γανυμήδης «затевающий веселье») - в греческой мифологии прекрасный юноша, сын троянского царя Тросаи Каллирои (или сын Лаомедонта; или сын Дардана; или сын Ассарака; или сын Эрихтония; или сын Троила). По «Илиаде», жил до Пелопа, но по «Малой Илиаде» Лесхея - после Пелопа.

Из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был похищен Зевсом- перенесён орлом Зевса на Олимп (либо Зевс сам превратился в орла). Зевс считал, что Земля — недостойное место для Ганимеда (по Менару).

Похищение произошло либо около мыса Дардания (вблизи Дардана), либо в местности Гарпагия на границе Кизика и Приапа, либо на Иде. Узнав о похищении, отец Ганимеда Трой предался отчаянию, но Зевс утешил его тем, что его сын причислен к сонму богов. В уплату за потерянного сына Гермес от имени Зевса подарил Трою золотую лозу работы Гефеста и двух прекрасных коней и убедил его, что отныне его сын становится бессмертным, его не коснутся не­взгоды старости и он будет всегда с улыбкой подносить в золотой чаше игристый нектар отцу небес.

Ему дарована вечная юность. Согласно поэтам, на Олимпе он стал виночерпием на пирах богов, сменив на этом посту Гебу, и любимцем Зевса. Согласно Аристотелю, хотя боги не пьют вина, он назван «виночерпием» Зевса, здесь переносное словоупотребление. По Цицерону, он подает богам нектар и амброзию.

Был ли Ганимед любовником Зевса - вопрос дискуссионный, и разные авторы отвечали на него по-разному. Согласно Еврипиду, он живёт на Олимпе, делит ложе с Зевсом.

По некоторым авторам, помещён Зевсом на небо в виде созвездия Водолей — утверждают, что вначале Эос похитила Ганимеда, что­бы сделать его своим возлюбленным, но Зевс отнял у нее юношу. Как бы там ни было, Гера посчитала появление Ганимеда в качестве виночер­пия как оскорбление для себя и своей дочери Гебы и до тех пор досаждала Зевсу, пока он не поместил изображение Ганимеда среди звезд в виде созвездия Водолея.

По просьбе Ганимеда Зевс временно помешал ахейцам захватить Трою.

По истолкованию, был похищен царем Зевсом. Согласно поэту Фаноклу, его пленил Тантал, который похищал детей для услад Зевса, из-за чего началась война. По другой интерпретации, из-за его похищения произошла война фригийца Ила и лидийца Тантала, в Пессинунте Ганимед исчез, когда брат и любовник тащили его в разные стороны. По ещё одной версии, был похищен Миносом. Согласно Платону, именно критяне выдумали миф о Ганимеде.

Есть мифы, в которых утверждается, что до похищения Зевсом Ганимед был похищен Эос и стал её возлюбленным. Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Клита Эос.

Статуи Зевса и Ганимеда работы Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом, стояли в Олимпии. Ещё одна статуя Ганимеда была посвящена Микифом. Изображение похищения Ганимеда было на плаще Клоанфа, а также на щите Диониса.

В виде вознаграждения за сына Зевс дал Трою пару божественных коней. Начиная с Пиндара прекрасный виночерпий богов и в особенности Зевса изображается его любимцем. Т. к. он в качестве виночерпия имеет при себе сосуд, то впоследствии его отождествляли с демоном источников реки Нила, и астрономы поместили его в числе созвездий под названием Водолея.

Вознесение на небеса на спине орла или в образе орла - это широ­ко распространенный религиозный сюжет. Он пародируется в «Мире» Аристофана, где главный герой отправляется верхом на скара­бее. Душа кельтского героя Луга, который в «Мабиногион» фигурирует под именем Ллу-Ллау, орлом взлетает на небеса, когда танист убивает его в день летнего солнцеворота. После священного брака в Кише вавилон­ский герой Этана верхом на орле отправляется в небесные чертоги Иштар, но падает в море и тонет. Его смерть, между прочим, - это не обыч­ное ежегодное жертвоприношение, как, например, смерть Икара, а наказание за плохой урожай во время его царствования, и отправляет­ся он за волшебной травой плодородия. Эта история вплетена в сюжет непрекращающейся борьбы между орлом и змеем, которые символизиро­вали новый и старый год или царя и таниста, а в мифе о Ллу-Ллау, после последнего вздоха во время зимнего солнцестояния, орел вновь с помо­щью магии обретает жизнь и прежнюю силу. Недаром в Псалме 103 говорится: «…обновляется подобно орлу юность твоя».

Миф о Зевсе и Ганимеде приобрел необычайную популярность в Греции и Риме, поскольку в нем видели религиозное оправдание страсти мужчин к мальчикам. До этого времени сексуальные извращения допускались только как крайняя форма поклонения богине: жрецы Кибелы, желая достичь экстатического единства с ней, подвергали себя оскоплению и носили женские одежды. Практиковавшее эти крайности жречество было узаконено в храмах Великой богини в Тире, Джоппе, Иераполе и Иерусалиме (3 Цар.15:12; 4 Цар. 23:7) вплоть до Вави­лонского пленения. Эта новая страсть, виновником которой Аполлодор называет Фамирида, еще больше подчеркивает победу пат­риархата над матриархатом. Греческая философия превратилась в связи с этим в своего рода интеллектуальную игру, в которой мужчины впол­не могли обходиться без женщин, поскольку для них неожиданно от­крылась область гомосексуального влечения. На эту тему много писал Платон, используя миф о Ганимеде, чтобы объяснить собственные сенти­ментальные чувства по отношению к своим ученикам (Федр. 279а-Ь). Но в других произведениях он заклеймил однополую любовь как проти­воречащую человеческой природе, и миф о том, что Зевс тоже отдал ей должное, назвал злобной выдумкой критян (Законы. 636d). В этом он нашел поддержку у Стефана Византийского [под словом Гарпагия], который пишет, что критский царь Минос похитил Ганимеда, чтобы сде­лать из него напарника для своих ночных развлечений, «получив на это разрешение от Зевса». С распространением философии Платона жен­щины, до тех пор занимавшие в интеллектуальном плане ведущие пози­ции в греческом обществе, превратились в бесплатную рабочую силу, рожающую вдобавок детей, тогда как Зевс и Аполлон окончательно занимают ведущее положение среди богов.

Имя Ганимед, скорее всего, связано с возникающим чувством в преддверии брака, а не со страстью, которую испытывал Зевс, прини­мая кубок с освежающим нектаром из рук своего любимца. В латинском языке от слова Ганимед произошло слово catamitus, а из него англий­ское catamite, означающее пассивный объект мужского гомосексуаль­ного влечения.

В искусстве

Похищение Ганимеда — частый сюжет в изобразительном искусстве (произведения Леохара, Корреджо, Рембрандта, Торвальдсена и др.). Ни одна из картин не пользуется такой популярностью, как картина Рембрандта в Дрезденской галерее. Художник изобразил толстого плачущего ребенка; орел держит его за рубашку. Несмотря на свой испуг, ребенок не выпускает виноградную кисть, которую Рембрандт вложил ему в руку, намекая этим на его будущую должность. Но надо полагать, что обладай Ганимед такими грубо-реальными формами, — вряд ли бы Зевс, бог греков, решил, что Земля недостойна его. 🙂

В искусстве он изображается в виде нежного, расцветающего юноши, с фригийскою шапкою на голове, вместе с Зевсом или орлом.

Юпитер целует Ганимеда. Фреска. 1758-1759

Баттиста Франко Венецианский, Битва при Монтемурло и похищение Ганимеда. 1537-1541. Палаццо Питти

Ван Лоо. Введение Ганимеда на Олимп. 1768

Зевс и Ганимед. Скульптурная группа, возможно акротерий, из Олимпии. Около 470 года до н. э

Зевс и Ганимед-виночерпий. Краснофигурная ваза. 490-480 гг. до н.э.

К. В. Аллерс, Похищение Ганимеда. 1913.

Кампаньола Джулио Ганимед Около 1510-1515

Корреджо Ганимед Около 1531

Ле Сюёр Эсташ. Юпитер и Ганимед. 1644


Ганимед , в греческой мифологии смертный юноша, обладавший прекрасным ликом. Ганимеда похитил Зевс , пожелавший сохранить его юность и красоту навечно.

Семья и окружение

Ганимед был сыном троянского царя Троса и нимфы Каллирои. По вопросу происхождения версии разнятся: по Лесхею он был сыном Лаомедонта, по Еврипиду Дардана, по Гигину Ассарака или Эрихтония, но Первый Ватиканский мифограф сообщает о том, что он был сыном Троила.

Миф

Миф о похищении Ганимеда - один из известнейших сюжетов, столь любимых художниками. Общий сюжет мифа сообщает о том, что Ганимед обладал настолько привлекательной и необычайно красивой внешностью, что Зевс решил похитить его.

Громовержец обратился в огромного орла и когда Ганимед остался пасти отцовские стада на склонах горы Ида, Зевс схватил его и унёс в небеса. На горе Олимп Ганимеду отошла должность "виночерпия" (вернее будет сказано, нектарочерпия, т.к. боги не пьют вина, Ганимед подавал богам нектар и амброзию), на этой должности он сменил Гебу.

Согласно поэту Фаноклу Ганимеда похитил не Зевс , а Тантал, который периодически похищал детей для Зевса , после этого началась война. По Афинею Ганимед был похищен Миносом, а согласно Платону этот миф вообще был выдуман критянами.

Гомер описывает похищение Ганимеда Зевсом точно такими же словами, что и похищение Клита Эос. Есть даже варианты мифа, где Эос похищает юношу и делает его своим возлюбленным, а после этого Зевс забирает его на Олимп для себя.

Нонн, описывая "Деяния Диониса" упоминает, что сюжет этого мифа был запечатлён на щите Диониса , а Вергилий в "Энеиде" о том, что на плаще Клоанфа.

В искусстве и культуре

Миф о Ганимеде содержит ряд напластований: древнейшее - оборотничество Зевса (более позднее - орел как атрибут Царя Богов); мотив восточных мифологий (любовь к прекрасному юноше), проникший в Грецию не ранее 6 в. до н.э., поздний мотив - метаморфоза Ганимеда.

В Олимпии стояли статуи Зевса и Ганимеда работы Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом.

Сюжет мифа о Ганимеде - частый сюжет в изобразительном искусстве. Ранее в роли похитителя изображался сам Зевс , позднее стали изображать орла.

Очень известны картины с названием "Похищение Ганимеда" Рембрандта 1635 г., Эсташ ле Сюёр 1650 г., К.В. Аллерса 1913 г., П.П. Рубенса 1611 г. и множества других авторов.

Миф нашёл своё воплощение в пластике - "Ганимед" Леохара, терракотовые статуэтки, рельефы и другие произведения мелкой пластики. Сюжет о похищении юноши изображался и на вазах, и на рельефах саркофагов. На дверях собора Св. Петра в Риме размещён бронзовый рельеф работы Филарете, стоит также обратить внимание на рисунок Микеланджело, на фрески Б. Перуцци и Дж. Порденоне, картину Корреджо, скульптуры Б. Челлини и фрески Я. Тинторетто и Аннибале Карраччи.

В искусстве и культуре

(1036) Ганимед - это крупнейший околоземный астероид из группы Амура, который принадлежит к тёмному спектральному классу S. Он был открыт 23 октября 1924 года немецким астрономом Вальтером Бааде в Гамбургской обсерватории.

Еще одно небесное тело, названное в честь прекрасного троянского юноши, спутник Юпитера - Ганимед. Это седьмой по расстоянию от Юпитера спутник и крупнейший спутник в Солнечной системе. Он был открыт Галилео Галилеем 7 января 1610 года.

Последние материалы раздела:

Врожденная глаукома Жалобы больных с ювенильной открытоугольной глаукомой
Врожденная глаукома Жалобы больных с ювенильной открытоугольной глаукомой

Ювенильная или юношеская глаукома среди других видов глауком встречается приблизительно в 3% случаев. Актуальность проблемы ее изучения...

Ботаника - это раздел науки о растениях
Ботаника - это раздел науки о растениях

Ботаника (от греч. botanikós - относящийся к растениям, botánē - трава, растение) наука о растениях. Б. охватывает огромный круг проблем:...

Юрий Корчевский - Бездна
Юрий Корчевский - Бездна

Юрий Корчевский Бездна. Первые после Бога © Корчевский Ю.Г., 2015© ООО «Издательство «Яуза», 2015© ООО «Издательство «Эксмо», 2015Многие совпадения...